Четвертый Фестиваль китайской живописи Гунби в Москве

 

При поддержке Китайского Культурного Центра в Москве с 4 сентября по 4 октября в Москве в четвертый раз пройдет Фестиваль китайской живописи Гунби. Фестиваль представит творчество современных российских и китайских художников традиционной китайской живописи в стиле Гунби, зародившемся около 2000 лет назад.

 

 

9 сентября Государственный музей искусства народов Востока представляет выставку «Летний день в горном павильоне» в рамках Четвертого Фестиваля китайской живописи Гунби. На выставке будут представлены живописные работы в древнейшем стиле Гунби, а также работы в технике Могуфа и в жанре Шань шуй. Всего будет показано около 100 предметов искусства: 90 картин и свитков современных художников из России и Китая, а также расписанные вручную шелковые веера актуальных художников. Название выставки отсылает к известному стихотворению китайского поэта Гао Пяня IX века «Летний день в горном павильоне».

В рамках фестиваля запланирована масштабная образовательная программа: лекции и мастер-классы.

Четвертый Фестиваль проходит при поддержке Китайского культурного центра в Москве. В 2020 году хедлайнером фестиваля выступит известный китайский художник Ту Чжунь, который лично будет присутствовать при открытии фестиваля.

Художник Ту Чжунь, родился на севере Китая в городе Хэнань. С восьми лет изучал в школе искусств «Цзисин» европейскую масляную живопись и рисунок, а также классическую китайскую живопись гохуа. В 2016 году закончил Институт изобразительных искусств г. Чжэнчжоу. В течение 6 лет преподавал в школе искусств «Цзисин» в городе Хэнань традиционную китайскую живопись гохуа. Является дипломантом ряда конкурсов, в том числе 6-го Всекитайского конкурса «Выставка достижений художественного воспитания «Цветущая пора». В настоящее время работает в технике гунби на шёлке, создает буддийские танки и картины.

С китайского языка слово «гунби» дословно переводится как «тщательная или прилежная кисть». И действительно, этот стиль изображения, зародившийся во II веке до нашей эры (династия Хань, 206-220 гг. до н.э.), отличает особое внимание к деталям, парадность и декоративность.  Характерной чертой стиля является использование реалистичного метода изображения объектов живой и неживой природы, с использованием традиционных китайских материалов: рисовой бумаги или шелка ручной выделки, китайской туши, приготовленной по старинным рецептам, водорастворимых минеральных красок или пигментов, а также кистей ручной работы. В соответствии с традицией, особое внимание в технике Гунби уделяется построению композиции и нанесению контура будущей работы. Каллиграфические линии, используемые в Гунби, изящны и графичны. Кропотливое многократное нанесение тонких слоев краски придает работам эффект тонкого свечения и богатых переходов тона и цвета.

Куратор фестиваля китайской живописи Гунби Юлия Толмачева рассказывает, что для картин в этом стиле характерно реалистичное изображение предметов, наличие тщательно выписанных контурных линий и окрашивание во много слоев, иногда доходящих до ста. 

«Гунби в переводе с китайского означает «тщательная или прилежная кисть», - говорит Юлия Толмачева. Создание картины от наброска, затем проработка контура в соответствии со всеми требованиями, а после окрашивание разными специальными приемами, занимает до нескольких недель. При этом нужно учитывать, что краски, которыми пользуются художники — водорастворимые и сохнут достаточно быстро. Но результат всегда радует — картины в стиле Гунби выглядят очень декоративно. Именно в стиле Гунби работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати».

Художники, работавшие у императора, обязаны были владеть стилем Гунби. У императора был целый штат художников, работавших исключительно в этой технике. И только обеспеченные люди могли позволить себе приобретать картины. Свитки хранились в строжайшей тайне во дворце императора и покоях богатых семей.

Представленная выставка объединит в пространстве музея работы современных китайских и российских живописцев. Любимые сюжеты — пионы, лотосы, карпы, все, что имеет благопожелательное и символическое значение в китайской живописи. Пион – не просто цветок, а символ благополу­чия и процветания. Лотос – символ нравственно чистого человека, стойко проходящего через «грязь» и соблазны, окружающие его в жизни.

Работы профессиональных современных художников удивят присутствующих чрезвычайно тщательной прорисовкой: шерстка животного или тончайшие цветовые нюансы бутонов цветов, — все это виртуозно отражено в работах художников. Посетители смогут соприкоснуться с искусством живописи Китая и почувствовать ее уникальность, неповторимость и самобытность.

После фестиваля планируется провести онлайн-аукцион.

Подробную программу мастер-классов вы найдете ниже. Расписание будет дополняться!

Аккредитация СМИ в Музей Востока: Наталия Борисова, nborisova@orientmuseum.ru